Карьерная ошибка: переносить ответственность. Часть вторая

ошибки

В предыдущей статье мы затронули тему переноса ответственности на других и выяснили, что это мешает развитию карьеры. Причины такого поведения скрываются в корпоративной культуре, где принято искать крайних, или в человеке, который не признается в собственных промахах, даже когда со стороны организации ему ничего не угрожает. Сегодня поговорим об этих внутренних факторах и расскажем, как принимать ошибки.

Психолог Фриц Хайдер ввел термин «каузальная атрибуция», то есть объяснение причин поведения обстоятельствами, другим человеком или внутренними мотивами, когда информации об истинных причинах мало.

Хайдер установил, что человек склонен винить других людей и обстоятельства в неудачах. Когда же он достигает успеха, то считает это собственной заслугой.

Интересно, что поведение других трактуется с точностью до наоборот:

  • «Да она получила позицию случайно. Просто достойный кандидат отказался от этой работы», – так рядовой сотрудник может сказать о продвижении коллеги.
  • «Он сам виноват! Надо же думать, прежде чем делать такое!», – так он же говорит о промашке сослуживца.

Оценивать других проще, чем себя, поэтому при столкновении с собственными ошибками, наиболее типичны два типа реакции:

  • Саморазрушение

Человек признает свой ляп и считает себя неудачником. Он занимается самобичеванием, что снижает самооценку, разрушает веру в себя и мотивацию к работе.

  • Игнорирование

Срабатывает защитный механизм, и человек отрицает проблему, делает вид, что ничего не произошло. При таком подходе он не извлечет уроки и не получит развития. В будущем он с большой вероятностью снова оступится на той же сломанной ступеньке.

И это не все минусы подобной реакции. Даже если человек игнорирует некоторые факты, внутри он знает правду, которая подсасывает его энергию.

Поэтому самый разумный и безопасный вариант – признать и исправить свои ошибки, без вреда для себя и других. Но для этого нужна некоторая смелость и внутренняя работа, управление своими переживаниями.

Предлагаем упражнение «Ошибочка вышла». Оно тренирует умение принимать свои ошибки как бесценный опыт, который помогает нам совершенствоваться.

Шаг 1. Признайте ошибку.

Если вы совершили оплошность, улыбнитесь своему отражению в зеркале и скажите: «Ошибочка вышла». Можете сопроводить фразу жестами: пожмите плечами или разведите руки по сторонам. Смысл этого действия в том, что мы зачастую преувеличиваем значение любой ошибки до размеров катастрофы. Чтобы избежать этого, попробуйте наоборот – нарочито преуменьшить его.

Шаг 2. Пожалейте себя.

Скажите себе: «Да, я ошибся, но я хороший, я знаю, как правильно». Вместо того, чтобы ругать себя, попробуйте перевести проблему из негатива в позитив и вернуться к способности здраво рассуждать. Поразмыслите о том, как вы можете повлиять на эту ситуацию.

Шаг 3. Сдвиньте проблему с места.

Теперь важно немедленно перейти к действиям: исправьте то, что можно исправить или направьте усилия на минимизацию негативных последствий своей ошибки. Когда мы заняты, на лишние переживания не остается времени. Можете подбодрить себя, сказав: «Действуй!». Осталось организовать процесс так, чтобы в будущем такие ошибки не повторялись либо повторялись реже.

Оценивайте каждый промах как возможность извлечь из него опыт. В конечном итоге, правильно воспринятые ошибки помогают добиться успеха: они делают нас сильнее и развивают профессиональные компетенции.

Чтобы узнать о ваших личностных качествах, которые влияют на профессиональную результативность, воспользуйтесь продуктом «Навигатор эффективности». Вы получите рекомендации о том, в каких направлениях вам следует совершенствоваться, чтобы достичь успеха.

Узнайте больше об инструментах для развития карьеры >>>

Оставить комментарий