Карьерная ошибка: переносить ответственность. Часть первая

переносить ответственность

Наверняка вы знаете коллегу, который на вопрос руководства «почему так получилось» отвечает, что дело не в нем, а в Иванове, в пробках на дороге или программной ошибке. Он не готов признать своей вины в сложившейся ситуации. Такое свойство – переносить ответственность на других – является одним из карьерных деструкторов, то есть тех поведенческих факторов, которые мешают развитию карьеры. В чем причины такого поведения, и как признаваться в своих ошибках без ущерба карьере?

Психологи используют понятие локус контроля для обозначения свойства личности приписывать промахи внутренним или внешним факторам. Одни признают свои оплошности и поражения, и это внутренний локус контроля. Другие ищут причины в обстоятельствах и людях, к чему ведут два фактора:

  • Внутри компании

В организации заведено искать крайних. Бывает так, что любые оплошности в коллективе активно и публично обсуждаются, и у сотрудников вырабатываются «рефлексы» — обвинить кого-нибудь ещё, чтобы самим не оказаться в эпицентре. Бывает, что руководитель с трудом воспринимает ошибки подчиненных и постоянно ищет виноватых, поэтому сотрудник в страхе снимает с себя ответственность.

  • В человеке

В компании все нормально, но сотрудник все равно переваливает свои грехи на других.*

Если же с коллективом все в порядке, и вы сами осознаете свои ошибки, возникает вопрос, как правильно признаваться в них.

1. Когда сообщить руководителю

Сразу. Лучше, если руководитель узнает от вас, чем из других источников.

2. Как рассказать об ошибке

Не кидайтесь на ковер и не оправдывайтесь, если о том не просят, не стройте из себя жертву. Просто скажите: «Это моя вина, но я исправлюсь. Это больше не повторится».

3. Что делать дальше

Признание самому себе и другим – это еще не все. Дальше – вопрос вашей работы над предотвращением таких ошибок. В этом помогут три вопроса:

  • почему так произошло,
  • как исправить ситуацию,
  • как предотвратить это в будущем и делать все от себя зависящее

Без умения брать на себя ответственность невозможно построить карьеру. Речь идет об осознанном признании промахов и готовности брать поручения руководителя без ссылок на то, что кто-то другой справится с задачей лучше. Руководители считают успешными тех сотрудников, которые готовы нести ответственность за свои ошибки.

Чтобы узнать, насколько у вас развита ответственность и другие качества, влияющие на профессиональную результативность, воспользуйтесь продуктом «Навигатор эффективности».

* В следующей части мы подробнее рассмотрим аспекты внутренних причин человека винить других и обстоятельства, и расскажем, как научиться принимать ошибки.

Узнайте больше об инструментах для развития карьеры >>>

Оставить комментарий