Мы живем в динамичном мире, который требует от нас гибкости и умения меняться и обучаться.

О том, как взаимодействовать родителю в момент выбора профессионального пути с ребенком, корреспондент «МН» беседует с кандидатом психологических наук Светланой Симоненко.

Антонина – мама 14-летней Саши. Женщина из семьи потомственных физиков. «Гены – серьезный аргумент, надо продолжать традиции семьи, Саша будет поступать в МФТИ», – говорит Антонина. А хочет ли Саша идти по этому пути? Есть ли у нее способности к науке?

Подобных историй в редакцию попадает много. Как подросткам и их родителям не совершить ошибку при выборе пути?

– Вот классическая ситуация: мама тащит ребенка к «светлому будущему». Она уверена, что лучше знает, куда надо двигаться, и вообще не смотрит на ребенка. Вопрос в том, насколько хватит у мамы сил тащить и что сделает ребенок, когда контроль ослабнет? Эта иллюстрация к тому, как зачастую обстоят дела в семьях, где родители выбирают за детей их будущее.

Как же должна выглядеть правильная картинка?

– Мама стоит за спиной ребенка, является его опорой. Подросток знает, что у него надежный тыл, но свой путь выбирает сам, используя разные возможности. Даже кажущиеся малореалистичными идеи ребенка мама поддерживает, давая ему шанс испытать себя.

А если ребенок ошибется с выбором?

– Найти профессию, которая будет приносить и деньги, и радость, – трудная задача для подростка. Но человек должен иметь право на ошибку и возможность поменять или скорректировать свое направление в жизни. А чтобы не ошибиться, существуют профориентационные методики, дающие возможность заблаговременно определить способности ребенка и понять, в какой сфере он сможет их успешно реализовать.

Например, методика LifeWriter адаптирована к недолгому в силу возраста, но все же опыту подростка. Она показывает, насколько быстро он обрабатывает числовую и вербальную информацию, каковы его личностные характеристики, получает он энергию от работы в команде или работая в одиночку.

Обработав эту информацию, наша методика соотносит личностные качества и способности ребенка с профессиональными направлениями, которые им соответствуют. Опросник также показывает, какие черты в складе личности препятствуют успешной самореализации и как нейтрализовать их воздействие.

Но ведь подростки в переходном возрасте не всегда доверяют родителям.

– После тестирования мы беседуем с ребенком и стараемся понять, как он себя воспринимает, к чему стремится. Затем разговор с родителями один на один. Это похоже на обезвреживание страхов о будущем ребенка. Многие родители признаются, что тестирование помогло подросткам определиться с профессией, а взрослым – построить с ними более доверительные отношения.

Давайте вернемся к истории про девочку Сашу. Что вы посоветуете этой семье?

– Ребенок – самодостаточная личность, а призвание не передается на генном уровне. Если вы физик, это не значит, что ваш способный ребенок будет успешным физиком. Вполне возможно, способности Саши лежат в другой плоскости. Выбрать ее – задача девочки, а мудрость родителей – поддержать дочь. Нужно задавать ей правильные вопросы, внимательно слушать ответы и помнить, что часто они не столько в словах, сколько в поведении ребенка в целом.

Поделиться

FacebookGoogleVkontakteEmail this page