В чем секрет успешных менеджеров? Почему одни идут вперед уверенной походкой и становятся легендами, а другие топчутся на месте, скромно шаркая ногами?
Компания Detech провела исследование профессиональных компетенций, которые позволяют менеджерам добиваться успеха, и создала модель «20 граней», одной из которых является коммерческое мышление. Оно предполагает, что сотрудник руководствуется в своих действиях экономической целесообразностью, эффективностью и прибыльностью компании.
Приведем два примера из жизни. Названия компаний заменим символом Х.
- Бизнесмен открывал новый офис и искал производителя офисной мебели. Он выбрал фабрику Х, поскольку там работал его знакомый. По этой причине и из-за нехватки времени он не обратил должного внимания на финансовые документы организации. Бизнесмен оплатил услуги компании Х, а она обанкротилась, не выполнив обязательств. В результате бизнесмен потерял вложенные средства, а открытие офиса пришлось отложить.
- Молодой предприниматель решил открыть пиццерию в провинциальном городе. Он изучил конкурентов и выяснил, что никто не регламентирует время доставки. Тогда он открыл пиццерию Х по франшизе, поскольку эта сеть готовила и привозила заказ за час. Компания оплачивала пиццу клиентов при просрочке даже на минуту. Проект окупился через полгода, и предприниматель открыл еще несколько пиццерий в городе и за его пределами.
Как видите, в первом случае бизнесмен в меньшей степени руководствуется коммерческим мышлением, а во втором – проводит тщательный анализ, расчеты окупаемости и разрабатывает успешный проект.
Коммерческое мышление развито, если менеджер:
- знает стратегию компании и ориентируется на нее,
- оценивает результативность варианта решения с точки зрения затрат и прибыли,
- ищет и находит способы увеличения дохода организации,
- анализирует рынок и конкурентов,
- рассматривает предложения и возможности, исходя из перспектив организации,
- прогнозирует тенденции и перспективы развития организации.
Коммерческое мышление нужно не только владельцам бизнеса и руководителям, но и любому сотруднику. К сожалению, часто работники в начале карьеры думают, что для выполнения простых функций им не нужен этот навык. Они ошибаются, потому что каждый сотрудник на своем уровне должен понимать, что он делает и для какой глобальной цели, и руководители ожидают этого от них. Каждый шаг, пусть даже отправка стандартного письма клиенту, продвигает компанию на рынке в рамках выбранной стратегии.
Как развить эту компетенцию?
1. Оценивайте ваши задачи через призму стратегии компании
- Изучите миссию и стратегию компании.
- Проанализируйте, как ваши задачи связаны с ними, как ваши действия влияют на результат организации.
- Принимая решения, старайтесь учитывать долгосрочные перспективы компании.
2. Оптимизируйте работу
- Ранжируйте задачи по степени важности и результативности. Отдайте приоритет тем, что принесут наибольший экономический эффект для организации.
- Стандартизируйте типовые процессы, исключите лишние действия, сократите время и затраты без ущерба качеству. Например, вы отвечаете на письма клиентов. Выделите стандартные запросы и приготовьте шаблоны ответов. Так вы сократите время и повысите качество писем, которые будут отполированы до блеска.
- Проанализируйте, где у вас возникли трудности при работе с финансовой информацией. Определите, где вы могли бы быть эффективнее, будь у вас необходимые коммерческие знания. Поработайте над этим, изучите дополнительные материалы, прочитайте книги, статьи или спросите совета у опытных коллег.
- Выполняйте задачи в срок. Избегайте накопления просроченных дел, а если это произошло, то выделите время на их устранение и в дальнейшем не допускайте подобного.
3. Изучайте конкурентов и следите за тенденциями отрасли
- Читайте аналитические издания, профильную литературу и смотрите программы о вашей отрасли, финансах и бизнесе в целом. Продумайте, как глобальные тенденции рынка влияют на спрос в вашей области.
- Определите основных конкурентов и изучите их деятельность, финансовые показатели и сайты. Воспользуйтесь их услугами или товарами, чтобы проверить на себе принципы работы. Исходите из того, что может улучшить вашу работу и поможет соперничать эффективнее.
Развитое коммерческое мышление поможет достичь успеха и принести прибыль. Этот навык можно совершенствовать. Чтобы понять, на сколько эта и другие компетенции развиты у вас, воспользуйтесь услугой «Навигатор эффективности». Вы увидите ваше место в системе координат и получите рекомендации по формированию профессиональных способностей.